С помощью рабочих иващенковских заводов мы были снабжены орудиями, винтовками, снарядами, патронами. Вся мощь железнодорожного аппарата находилась в наших руках, морально же были мы неизмеримо сильнее Дутова, ибо у нас были всюду друзья, а у него всюду враги.Ленинград, 1924
Примечания:
¹ «Пьяный погром», т. е. разграбление винных складов в Бузулуке, был организован контрреволюционными элементами с целью вызвать беспорядки и тем самым оказать помощь Дутову. Погром был ликвидирован Красной гвардией.
Кобозев Петр Алексеевич (1878-1941) - родился в селе Песочня Рязанской губернии в семье рабочего-железнодорожника. Член РСДРП с 1898. Закончил реальное училище при реформатской церкви и в 1898 поступил в Московское высшее техническое училище. которое не закончил из-за ареста в 1899. Был осуждён к административной высылке в Ригу. В 1900-1904 учился в Рижском политехническом техникуме, который закончил по специальностям гидравлика и электротехника. Во время учебы участвовал в оборудовании электротехнической лаборатории, и руководил студенческими практическими занятиями, Получив диплом работал на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. С началом революции 1905 года был уволен вследствие политической неблагонадёжности, затем работал на нефтепромыслах Кавказа, где организовывал забастовки и демонстрации, потом в Москве осуществлял надзор за установкой парового отопления в Политехническом музее, проводил работу среди железнодорожников. Повторно был арестован и выслан в Ригу, где преподавал в частных учебных заведениях.
Член Рижского комитета РСДРП, член редакции большевистской газеты «Голос солдата», один из руководителей военной организации социал-демократической партии Латышского края, на 3-м съезде Латышской социал-демократической рабочей партии (1906) избран в состав её ЦК. В 1915 году как неблагонадёжный был сослан в Оренбург, где работал на постройке Оренбург-Орской железной дороги. Выступил одним из создателей Оренбургской организации большевиков, был членом комитета. В 1916 году выслан на строительство Мурманской железной дороги; за агитацию военнопленных возвращён в Оренбург. С началом февральской революции 1917 года был амнистирован. В апреле 1917 г. на 1-м Учредительном съезде представителей Ташкент-Оренбургской железной дороги (Оренбург) избран комиссаром дороги.
В мае 1917 Центральным комитетом РСДРП(б) вызван в Петроград/ В Петрограде был избран в городскую Думу (в состав членов городской управы по списку большевиков, с согласия ЦК занял пост главного инспектора учебных заведений Министерства путей сообщения Временного правительства, участвовал в подготовке Октябрьского вооружённого восстания, был делегатом 2-го Всероссийского съезда Советов от большевистской фракции, входил в состав президиума съезда.
В 1917-18 в чрезвычайный комиссар ВЦИК и СНК РСФСР Оренбургской губернии, Тургайской области и Средней Азии, возглавлял борьбу с мятежом Дутова. В 1918 Чрезвычайный комиссар СНК РСФСР в Средней Азии и Бакинской губернии, способствовал национализации Бакинских нефтяных промыслов и транспортировке нефти через Туркестан в центр России. Затем был избран первым Председателем ЦИК Туркестанской СФР, председателем ЦК КП(б) Туркестана, был членом РВС Туркестанского фронта. Вскоре был отозван в Москву и назначен нарком путей сообщения РСФСР. В июне-июле 1918 член РВС Восточного фронта, участвует в создании регулярных частей Красной Армии и в руководстве операциями против чехословацкого корпуса, в декабре 1918 руководил постройкой ледяного моста через Волгу под Сызранью. 1918-19 член РВС Республики. В июле-сентябре 1919 председатель ЦИК Туркестанской СФР и член Туркестанского краевого комитета РКП(б), в октябре-ноябре 1919 председатель Туркестанского краевого комитета РКП(б). За период работы в Туркестанской СФР уделял внимание культурному развитию края: способствовал организации начальных школ, школ ликвидации неграмотности, изданию газет, сохранению Драматического театра, созданию Музея искусств, организации 1918 Туркестанского народного университета - предшественника нынешнего Национального университета Узбекистана. В 1919 году некоторое время читал курс энергетики на техническом факультете Народного университета. С ноября 1919 член коллегии Наркомата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР. В 1922 председатель Совета Министров Дальневосточной Республики, 1922-23 председатель Дальневосточного ревкома и член Дальбюро ЦК РКП(б).
С 1923 года по состоянию здоровья перешёл на научно-преподавательскую работу. С сентября 1923 профессор кафедры гидромеханики Московского межевого института, С 1924-25 ректор. 1928-29 ректор Ленинградского политехнического института, проводил там учебную реформу, направленную на укрепление связи втузов с производством путём внедрения непрерывной производственной практики (в последующем непрерывная это было признано нецелесообразным). В 1930-39 возглявлял созданную им кафедру фотогеодезии (фотограмметрии) в Институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (бывш. Московского межевого института). С 1938 кандидат технических наук, читал курсы проективной геометрии, гидравлики, контурно-комбинированной съемки, летно-съемочных работ, наземной и высотной стереосъемки.
Был членом научно-технического комитета НКПС, руководителем НИИ локомотивостроения, участвовал в разработке проблемы освоения нефелино-апатитовых руд и проекта строительства канала Волга-Москва, давал заключение по проекту строительства Днепрогэс. Также был членом и секретарем «Общества старых большевиков». Автор труда Кобозев П. А. Фотограмметрия: Конспектив. курс проектив. геометрии / Моск. ин-т инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. М.: Б. и., 1940. - Ч. 1: Теория коллинеации. 52 с. Умер в Москве.
Больше материалов по его биографии см. https://ru.wiki2.org/wiki/Кобозев,_Пётр_Алексеевич и http://encyclopaedia.bid/википедия/Кобозев,_Петр_Алексеевич
Оглавление